«Гарант-Сервис» г. Белгород
Информационно-правовое обеспечение Белгородской области

Арбитражный суд Белгородской области. Тенденции, результаты и завтрашний день.

«Арбитражный суд Белгородской области. Тенденции, результаты и завтрашний день.»

18 февраля состоялась встреча с Председателем Арбитражного Суда Белгородской области, заслуженным юристом РФ, Глазовым Юрием Владимировичем, на тему «Арбитражный суд Белгородской области. Тенденции, результаты и завтрашний день».

Ведущий: Уважаемый Юрий Владимирович! Компания «Гарант-Сервис-Белгород» от лица интернет-аудитории и пользователей системы «ГАРАНТ» в Белгородской области благодарит Вас за уделенное время и желание ответить на ряд актуальных вопросов. Наша сегодняшняя встреча носит название: «Арбитражный суд Белгородской области. Тенденции, результаты и завтрашний день». Юрий Владимирович, для начала расскажите, какова степень реализации планов суда за прошедший, 2012-й год?

Глазов Ю.В: Планов по количеству дел у суда, конечно же, нет. У нас планирование существует традиционно по кадровым направлениям — обучение, прием на работу, текущим вопросам, научным вопросам — какие публикации нужно подготовить, какую практику обобщить там, где есть проблемы, споры. У нас нет каких-то норм как на заводе, планы несколько иные. Мы сами их планируем каждые полгода и сами реализуем. Это традиционные планы Высшего Арбитражного Суда и наши планы в том числе.

Ведущий: Какие категории дел преобладают в вашем суде?

Глазов Ю.В: Традиционно у нас существуют две коллегии: гражданская и административная, которые рассматривают споры, вытекающие из гражданских и административных правоотношений. Кроме этих споров у нас есть корпоративные и банкротные дела. Хотел бы сказать, что по категориям количество споров меняется. Допустим, административные споры зависят от того, какое сегодня действует законодательство. И если взять 1992 год, по спорам из административных и иных публичных правоотношений было рассмотрено всего 176 дел, в 2004 году – 11404 дела, а в прошедшем, 2012 году, было рассмотрено 4289 дел.

Если говорить о категории дел гражданских, они также зависят от изменений законодательства, но там ситуация в целом стабильнее. В 2009 году у нас было 7000 дел, а за прошедший 2012 год всего 5500 гражданских дел.

Опять-таки, все эти споры разбиваются по подкатегориям. Зачитаю некоторые цифры. О неисполнении и ненадлежащем исполнении договоров купли-продажи в 2012 году было рассмотрено 1690 дел, по неисполнению договоров поставки — 1323 дела, оказания услуг — 596 дел, договоров подряда — 448 дел, аренды — 333 дела, о признании договора недействительным — также около 300 дел. Защита права собственности — 925 дел. Эта категория споров всегда была и будет актуальной, поскольку право собственности является критерием оценки состояния общества. Во многих странах мира право собственности это «священная корова», и мы к этому тоже стремимся. Когда будет защищено право собственности, снизится криминальная нагрузка в переделе собственности, снизятся очень многие негативные элементы в обществе.

Следующая категория споров – по налоговому законодательству — в ней также наблюдается снижение. Увеличилось количество споров о защите деловой репутации, об оспаривании ненормативных актов — в 2012 году рассмотрено более 400 дел. Об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности — 302 дела, их число увеличилось приблизительно на 100, а количество дел о привлечении к административной ответственности – увеличилось с 272 до 375 дел.

Вот примерный расклад, хотя и не по всем категориям дел.

Ведущий: Дела о банкротстве и корпоративные споры всегда характерны и показательны. Каковы особенности данных дел?

Глазов Ю.В: Две эти категории дел – элементы, характерные для рейдерства. Незаконопослушные граждане с помощью именно таких дел захватывали предприятия и организации. Поскольку эти категории участвуют в переделе собственности, они в значительной степени характеризуют инвестиционную привлекательность нашей страны. На мой взгляд, это очень важно для развития общества, экономики в целом.

Если говорить о цифрах, количество банкротных дел уменьшается. Всего 176 заявлений о признании должника банкротом поступило к нам в 2012 году. На мой взгляд, сокращение банкротных дел является хорошим показателем. В нашем суде уже наработана определенная практика. Когда есть практика, результаты становятся предсказуемыми. А сокращение этой категории дел говорит о том, что становится лучше экономическая обстановка в регионе, ведь банкротство происходит непосредственно по месту нахождения предприятий.

Что касается корпоративных споров, в 2012 году их рассмотрено 86. Тоже наблюдается небольшое сокращение — в 2011 году таких споров было 96. Здесь необходимо сказать о тенденции: заявления о принятии обеспечительных мер в прошлом году подавались 20 раз, и в 12 случаях они были удовлетворены. Это тоже характеризует практику, а также то, что мы обеспечиваем гарантии участников этих споров.

Для понимания вопроса о корпоративных спорах я хотел бы пояснить, что это споры об обязании предоставить документы общества, о предоставлении информации о номере личного счета, о годовой отчетности, о проведении аудиторской проверки, о признании недействительными сделок общества, о применении последствий недействительности этих сделок, о взыскании убытков с бывшего директора общества, об истребовании из чужого незаконного владения акций, о признании результатов оценки и принудительном выкупе акций, о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи ценных бумаг. Актуальность этих дел для участников спора очень высока. Сделки оспариваются, как правило, очень крупные, которые в дальнейшем могут привести либо к банкротству предприятий, либо к переходу права собственности.

Ведущий: Как следует оценивать эффективность работы судьи? Существуют ли объективные критерии?

Глазов Ю.В: Эффективность работы судьи оценивается качеством и сроками. Когда мы говорим о качестве, мы говорим о том, сколько судебных актов каждого судьи отменили, сколько оставили без изменения и изменили. А сроки определяются тем, насколько профессионально судья спланировал свою работу, каждое конкретное дело, насколько он соответствует этой должности. Это основные критерии оценки работы судьи нашего суда. Если же говорить об эффективности работы судьи в стране и в мире, показателем является рассмотрение им более значимых споров. У нас в стране многие категории споров не переведены из разряда судебных во внесудебные. А в Англии, в Австралии, где побывал недавно Антон Александрович Иванов председатель Высшего Арбитражного Суда, по его словам, судиться очень дорого и реальные споры идут только на очень крупные суммы. Например, в Австралии по административным делам сначала споры идут в госорганах, а потом уже суд для тех, кто не согласен с решением руководителей вышестоящей инстанции госорганов.

Возвращаясь к деятельности Арбитражного суда Белгородской области, надо сказать, по апелляции среди шести субъектов нашего апелляционного округа мы сейчас находимся на втором месте. В цифрах это выглядит так: средний процент отмен от числа обжалованных судебных актов по округу – 13 %, у нас – 12,7%, и это второе место. Но если брать не число поданных апелляционных жалоб, а общее число рассмотренных нами дел, то у нас отменяют всего 1%. Это говорит о том, что качество работы судей очень высокое.

По срокам мы, наверное, лучшие по округу. Причем, не только по апелляционному, но и по кассационному. Все эти показатели легко проверить не только при помощи статистики, но и по наличию жалоб на нарушение сроков. Их просто нет. А если есть, то они при проверке не подтверждаются, поскольку на нашем сайте в установленный законом срок появляется информация о деле и полный процессуальный документ. Так что у нас очень хорошие показатели по срокам в целом, даже по России.

Ведущий: На протяжении пяти лет вы возглавляете Арбитражный суд Белгородской области. Расскажите, пожалуйста, о тех особенностях организационной работы, которые были внедрены и применяются сегодня в вашем суде?

Глазов Ю.В: Надо сказать, что развивается в целом арбитражная система, а не только наш суд. И развивается она по разным направлениям. Требования общества к нам — это открытость, прозрачность и эффективность. Мы оцениваем данные требования и, проводим работу по их выполнению.

В первую очередь этим занимается Высший Арбитражный Суд, централизовано по всей стране. Естественно, мы в своем суде эти технологии также используем. Это информационные ресурсы Высшего Арбитражного Суда: картотека арбитражных дел, банк решений арбитражных судов, перерывы в заседаниях. Данные ресурсы у нас вполне адаптированы и используются. У каждого судьи, помощника, секретаря, специалиста есть компьютер, каждый имеет доступ (так же, как и все граждане нашей страны и нашего субъекта имеют доступ) к этим картотекам. В них есть информация по любому делу (если оно, конечно, открытое). По каждому делу можно отследить движение: когда поступило исковое заявление, когда был объявлен перерыв, когда вынесено решение, когда подана апелляционная жалоба, когда кассационная.

В нашем здании также имеется 26 информационных киосков — электронных экранов, на которых всегда можно получить доступ к этой информации. Они установлены около каждого из всех 18 залов судебных заседаний, еще 6 расположены отдельно, плюс монитор, на котором отражается расписание заседаний. Кроме того, в этих киосках содержится полная информация по любому делу, в том числе о работе суда, о распорядке, когда и в каком зале состоится следующее заседание и тому подобное.

Помимо этого на первом этаже, в присутственной зоне, доступной для граждан -участников процессов, данную информацию можно получить, в том числе, и через свой телефон или иное мобильное устройство, поскольку у нас там действует открытый Wi-Fi. Собственно, за последние 5 лет все это у нас и появилось.

Ведущий: А какие цели и задачи, ставит перед собой концепция «электронного правосудия»?

Глазов Ю.В: Работа суда — это дела. Дела — это большое количество документов на бумажных носителях. «Электронное правосудие» призвано упростить все вопросы, связанные с подачей документов, с оборотом документов и, естественно, удешевить все имеющиеся процессы, в том числе участия в суде. «Электронное правосудие» есть облегчение проблем для участников процесса. Технологии сегодня очень быстро развиваются, и люди развиваются. Если мы говорим о бизнесе, то это среда, как правило, продвинутая. Все игроки на рынке умеют использовать технологии, это удобнее и быстрее. Они сегодня не только получают информацию в электронном виде, но могут также сами подавать информацию. Это и есть суть концепции.

Ведущий: Юрий Владимирович, расскажите поподробнее о реализации концепции развития электронного правосудия. Какие электронные технологии на сегодняшний день используются в деятельности Арбитражного суда Белгородской области?

Глазов Ю.В: Есть ресурс Высшего Арбитражного Суда – «Мой Арбитр» — через который к нам поступают заявления, исковые заявления, ходатайства. Он специально создан для того, чтобы формировать электронные дела, и для того, чтобы они в электронном виде попадали не только в суд субъекта, но и в дальнейшие судебные инстанции. Этот ресурс сегодня очень востребован. Если в 2011 году через «Мой Арбитр» было подано только 1500 заявлений и ходатайств, то в 2012 году поступило уже 4024 заявления, ходатайства, документа. Подобная динамика характеризует возрастающую эффективность данного ресурса. Надо сказать, что и обыкновенная электронная почта стала более востребована, а это тоже документооборот. В 2011 году к нам поступило по электронной почте 370 документов, в 2012 году – 853 документа.

Планируется оцифровка всех документов на бумажных носителях, включая архивацию. И в перспективе также планируется ведение видеотрансляций, интернет-трансляций судебных заседаний. Сегодня мы используем только аудиозапись судебных заседаний, что уже помогло, на мой взгляд, и судьям и участникам процесса. Все более тщательно готовятся к процессу, уважительно общаются, а значит, и эффективнее тратится время. Еще больший положительный эффект, я уверен, будет достигнут с видеотрансляцией.

Кроме того, для участия в программе «Электронная Россия» и общения с различными государственными ведомствами, каждого судью планируют наделить электронной подписью. Когда эта система заработает в полной мере, это также будет значительным фактором в вопросе сокращения времени, для более быстрого запроса и ответа.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об особенностях реализации упрощенного судопроизводства в арбитражном суде.

Глазов Ю.В: Есть категории дел, которые подлежат рассмотрению длительный период времени, а есть те, которые рассматриваются в более короткий промежуток времени. Эти сроки отражены в Арбитражном Процессуальном Кодексе. Уже были попытки государства, руководства Высшего Арбитражного Суда перевести некоторые категории споров в упрощенный порядок. Связано это с увеличением нагрузки на судью, и целью этих попыток ставилось как раз ее снижение.

Упрощенный порядок экономит время судьи и участников процесса: истца, ответчика, заявителя, заинтересованного лица. В результате это экономит время суда и дает возможность рассматривать более сложные категории споров более качественно, уделяя им больше времени.

Вообще упрощенный порядок рассмотрения дел существовал и ранее. Когда-то это был судебный приказ, потом в АПК ввели упрощенный порядок. В 2012 году вступили в силу глобальные изменения в АПК, которые и дали толчок упрощенному судопроизводству. Если в 2011 году всего 6 дел было рассмотрено в упрощенном порядке, то в 2012 таких дел было рассмотрено 230. Я думаю, эта тенденция будет набирать обороты, учитывая, что научно обоснованная нагрузка на судью в месяц — 16 дел, по факту же, по итогам 2012 года, судья рассматривал 44 дела в месяц. В таком режиме тяжело рассматривать дела качественно. Но мы рассматривали, и качество у нас не упало, несмотря на столь высокую нагрузку.

В упрощенный порядок перевели споры о взыскании сумм до 300 тысяч рублей для юридических лиц и до 100 тысяч для индивидуальных предпринимателей. В упрощенном порядке рассматриваются категории административных споров, где взыскиваются штрафы. То есть расширили круг лиц и изменили правила упрощенного порядка. За счет этих изменений у нас в дальнейшем будет расти количество дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, и соответственно больше будет времени на иные споры.

Ведущий: Как Вы оцениваете эффективность действия закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»?

Глазов Ю.В: Это мировая практика, которая эффективно используется во многих странах мира. Если говорить о странах СНГ, то эффективность сегодня налицо только в Беларуси. У них медиация является обязательным элементом по определенным категориям споров. Медиаторы, т.е. посредники, это государственные должностные лица, работники судов (в каждом их суде есть медиатор). У нас принцип подхода несколько иной: медиатором выступает коммерческое лицо, структура за рамками суда, и у нас медиация является добровольной, а не обязательной. К медиаторам обращаются те, кто сам этого желает, или же те, кому этот вариант предложат, и они согласны попытаться рассмотреть спор с участием медиатора. В Беларуси, где для определенной категории дел это является обязательным элементом, эффективность медиации, конечно, гораздо выше. Там 1/3 споров разрешается с помощью медиации.

Говорят, что любой худой мир лучше, чем война, и тут тот самый случай: сохраняются партнерские деловые отношения с оппонентами и они могут продолжать и дальше сотрудничать. Ведь иногда бывает, что после обращения в суд большие штрафные санкции, судебные издержки и прочее отталкивают стороны друг от друга и в дальнейшем партнерские деловые отношения прекращаются. Поэтому медиация имеет смысл.

Высший Арбитражный Суд вышел с законодательной инициативой ввести по определенным категориям дел обязательную медиацию у нас в России. Эффект должен быть положительным. Тем не менее, те медиаторы, которые есть сегодня, тоже работают. И многое зависит от их личной активности, настроя и желания, от их эффективности. Как правило, у них у всех есть иная работа, а медиация — это хобби. Если медиация будет основной работой, рыночные механизмы заработают, и медиаторы будут заинтересованы в этом.

Что касается дел с мировым соглашением, у нас в прошлом 2012 году было разрешено миром только 404 дела (в том числе одно дело по банкротству, которое было завершено мировым соглашением с участием медиатора). Мы надеемся на то, что это институт будет развиваться. Он существует в других странах мира, он нужен и нам. Сегодня у нас судей больше, чем в большинстве стран. Мы входим в первую мировую десятку по количеству судей. Это не совсем правильно. Не надо увеличивать количество судей, нужно снижать нагрузку на судью.

Ведущий: В заключении, расскажите, пожалуйста, какие задачи ставит арбитражный суд перед собой на ближайшие и долгосрочные перспективы.

встреча с Председателем Арбитражного Суда Белгородской области

Глазов Ю.В: Я считаю, что и на ближайшую, и на долгосрочную перспективу надо ставить одну самую важную задачу – это открытость и прозрачность правосудия. Люди должны доверять суду, не бояться, что правосудие будет очень дорогим и очень долгим. И самое главное – они должны верить, что оно справедливо. Для этого у нас имеется множество общеизвестных механизмов.

Один из них – и я из года в год обращаю на него внимание — это предсказуемость судебного решения. Председатель Высшего Арбитражного Суда говорит о необходимости введения института специальных адвокатов-представителей только по узким категориям споров. А если есть профессионалы в области каждой конкретной категории споров (к этому все идет), то, естественно, такой профессионал быстрее определит, какой результат будет по конкретному делу. Предсказуемость такого рода есть то, что даст больше доверия судебному институту в глазах граждан. Когда люди будут понимать, что при конкретных обстоятельствах дела результат будет только один, это позволит защитить собственность, это повысит инвестиционную привлекательность и это повысит доверие к суду.

Над этим мы, конечно же, работаем. Мы думаем об открытости, о ее дальнейшей реализации путем новых, передовых электронных механизмов. С одной стороны судебная система должна быть консервативной, а с другой стороны все современные технологии необходимо применять быстро, эффективно и качественно. Также и то, о чем мы говорили – примирительность процедуры, медиация, рассмотрение дел по упрощенному производству – эти показатели должны увеличиться. Все это работает на один результат для всех нас: для общества, для людей, для развития страны.

Ведущий: Юрий Владимирович, разрешите поблагодарить Вас за подробные ответы на вопросы. Компания «Гарант-Сервис-Белгород» желает Вам и Вашим коллегам здоровья, благополучия и успехов в работе. Большое Вам спасибо, мы надеемся на ближайшую и долгосрочную перспективу.